Обучение детей шахматам в детском саду

  • 0
  • 121

  • image
    Собственно вся концепция нашей Шахматной шкатулки как раз и является по существу нашим Проектом по обогащению образовательной среды дошкольного учреждения.
    Он сводится к тому, что в дошкольном учреждении выделяется и специально оборудуется игровое помещение, в котором специально подготовленный педагог дополнительного образования обеспечивает дошкольникам возможность глубоко ориентированного ознакомления с современным миром игр на плоскости и в первую очередь мощных логических и стратегических игр.
    Проект включает в себя первоначальные расходы на организацию игрового пространства, насыщение его материалом – доски и фигуры нескольких типов, мебелью, специальными столиками и стульями, насыщение иго игровым технопарком – то есть оборудование здесь в дошкольном учреждении минитехнопарка – что идет в русле концепции развития образовательной среды в округе, равно как и шахматное обучение дошкольников.
    Для специальной подготовки педагогов мы готовы уже сейчас на базе нашего садика проводить курсы, семинары, игры для специалистов всего округа.
    Пояснительная записка

    Как педагог дополнительного образования работающий с детьми МБДОУ Детский сад №10 «Снежинка» в городе Урае Ханты-Мансийского автономного округа-Югры я обнаружил редчайшую возможность выделить в отдельный блок комплекс задач по игровому воспитанию дошкольников на шахматном материале. Именно здесь был выработан объект организующий специальное пространство для игр дошкольников названный нами «Шахматная Шкатулка».
    В детском саду имеются: кабинет изобразительного искусства, музыкальный зал, спортивный зал, бассейн – всё это специальным образом поготовленные комплексные элементы, обогащающие образовательную среду дошкольного учреждения. Однако самый главный вид активностей дошкольника- ИГРА – хотя и представлен богато в группах как самим пространством игрового зала, так и наборами самых разноустроенных игр и игрушек, но в масштабе дошкольного учреждения не выделялся в отдеьное специальным образом оборудованное помещение, в котором бы велась специальная, четко ориентированная педагогическая деятельность по ознакомлению малышей с современным быстро меняющимся миром игр.
    С одной стороны это связано с общей недоработкой понятия ИГРА и кажущейся его освоенностью в силу «общеизвестности» и «общедоступности».
    Многим педагогам кажется, что уж в категории ИГРА они разобрались достаточно основательно.
    К сожалению необходимо признать, что до сих пор на самом деле в области развития представлений о сущности детской ИГРЫ мы еще весьма далеки от глубокого понимания.
    Результатом этой недоработки является например такое грозное явление как ИГРОМАНИЯ, объяснять которую конечно можно по-разному, но истоки которой коренятся как раз в непроработанностях категории и применений различных игр на дошкольном уровне.
    Таким образом «Шахматная Шкатулка» как принципиально новый объект образовательной среды дошкольного учреждения уже является и небольшой автономной лабораторией по накоплению первичного опыта в этой весьма важной на наш взгляд области.
    Как пример приведу одно любопытное наблюдение педагогов Домашней школы В.В.Николина (ныне доктор педагогических наук, Омск):
    — Если мальчик играет элементами – кубиками, колечками – из него вырастает созидатель, строитель. Если мальчик играет готовыми сложными игрушками – а он стремится их разобрать – из него вырастает разрушитель.
    Не разбирая существо этих тезисов хотел бы обратить внимание на их методологическую ценность.
    Внося в мир детей массы новых игрушек и игр мы НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ ЗНАЕМ, к каким последствиям это приведет наших детей.
    И тут важно зафиксировать именно сам момент подлинного НЕЗНАНИЯ.
    Не набора разнообразных благоположительных гипотез (благими пожеланиями устлана дорога в…), а именно реального тотального незнания.
    И потому выделение специального крупного игрового блока уже является продвижением в правильном направлении.
    На наш взгляд «Шахматная шкатулка» должна появиться В КАЖДОМ дошкольном учреждении наряду, если не раньше, с бассейном и физкультурным залом.
    Именно организация точечных мощных игровых воздействий заметно формирует предпосылки успешного развития и дисциплины мышления и культуры игрового общения.
    В этом смысле у «Шахматной Шкатулки» в дошкольном учреждении нет достойной альтернативы.
    Воспитатель в группе не может быть един во всех лицах.
    Физическая культура, музыкальная культура, культура художественного творчества должны и преподаются специально обученными педагогами и это нормально и соответствует сложности современного мира.
    Дополнение указанного набора специальным Игровым пространством – это вполне закономерное развитие дошкольного учреждения и его образовательной среды.
    Наши дальнейшие рекомендации молодому педагогу – организатору такого пространства как раз и направлены на развитие и становление этого элемента образовательной среды дошкольного учреждения.

    1 изображение

    0 комментариев
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрироваться
    © 2015 UznaMania.ru Все права защищены в соответствии с законом. Использование авторских материалов сайта без согласования с авторами запрещается.